Проверки законодательства о труде - Практика кадровика - Каталог статей - HR Consulting Group
Вторник, 06.12.2016, 04:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Форма входа
Реклама

Здесь может быть ваша РЕКЛАМА

Прогноз погоды

Погода Запорожье » Украина

Поиск
Курсы валют

Наш опрос
Какую форму заработной платы предпочитаете?
Всего ответов: 88
Наш Опрос
Из какого источника вы узнали о нас?
Всего ответов: 55
Статистика
Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Практика кадровика

Проверки законодательства о труде
Законом Украины от 20.05.2010 г. № 2275-VI ст. 259 КЗоТ была изложена в новой редакции, согласно которой органы ГНС с целью проверки соблюдения налогового законодательства имеют право осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и подчиненности.

Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 386/2011 было утверждено Положение о Государственной инспекции Украины по вопросам труда (далее — Положение). Согласно п. 2 данного Указа определено, что Государственная инспекция Украины по вопросам труда является правопреемником прав и обязанностей Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде — правительственного органа, который действовал в системе Министерства труда и социальной политики Украины.

Таким образом, в Украине появился новый контролирующий орган: Государственная инспекция Украины по вопросам труда (далее — Гострудинспекция), одной из функций которой является осуществление проверок по соблюдению законодательства о труде. По сравнению с Государственным департаментом надзора за соблюдением законодательства о труде Гострудинспекции значительно увеличены полномочия в вопросах проведения на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также у физических лиц контроля за соблюдением работодателем трудового законодательства и общеобязательного государственного социального страхования Украины. Кроме этого, данный орган наделен новыми полномочиями: он может осуществлять проверку по вопросам охраны труда.

Новшеством Гострудинспекции является:

1) проведение разъяснительной работы с населением и работодателями по нормам трудового законодательства, а также по вопросам недопущения дискриминации на рабочих местах вич-инфицированных и больных СПИДОМ;
2) осуществление беспрепятственной проверки в производственных, служебных и административных помещениях работодателей, а также проверки рабочих мест работников, расположенных вне этих помещений, с целью надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения;
3) обеспечение в пределах полномочий осуществления мероприятий по предотвращению коррупции и контроль за их осуществлением в аппарате Гострудинспекции, ее территориальных органах.

Основные задания Гострудинспекции

1. Осуществление государственного надзора и контроля за:

  • соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности, физическими лицами, которые используют наемный труд и труд физических лиц, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления законодательства о труде по вопросам трудовых отношений, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, оплаты труда;
  • предоставлением гарантий и компенсаций, льгот для работников, которые совмещают работу с учебой;
  • соблюдением трудовой дисциплины, условий труда женщин, молодежи, инвалидов;
    предоставлением льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда;
    обеспечением специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами, молоком и лечебно-профилактическим питанием;
  • проведением обязательных медицинских осмотров работников определенных категорий;
    соблюдением режимов труда и других норм законодательства.

2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями требований законодательства о льготах и компенсациях работникам, занятым на работах с вредными условиями труда*.

3. Осуществление государственного надзора и контроля за:

  • соблюдением законодательства о занятости населения по вопросам соблюдения прав граждан при приеме на работу и работников при освобождении от работы;
  • использованием труда иностранцев и лиц без гражданства;
  • соблюдением прав и гарантий относительно трудоустройства лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда.

4. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе общественными организациями инвалидов, физическими лицами, которые используют наемный труд, законодательства о занятости и трудоустройстве инвалидов в части:

  • регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов;
  • представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов;
  • выполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов.

5. Осуществление контроля за соблюдением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных льгот и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.

6. Взаимодействие в пределах своих полномочий с центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда относительно реализации государственной политики в сфере охраны труда.

7. Проведение разъяснительной работы по вопросам недопущения дискриминации на рабочих местах вич-инфицированных и больных СПИДом.

8. Взаимодействие с другими органами власти, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, другими общественными организациями по вопросам недопущения использования труда детей.

9. Обеспечение информирования населения относительно соблюдения законодательства о труде, занятости населения, а также законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании по вопросам назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.

10. Осуществление разъяснительной и консультационной работы с работодателями по вопросам, которые принадлежат к компетенции Гострудинспекции.

11. Принятие участия в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве (вместе с представителями других органов исполнительной власти).

12. Осуществление других полномочий, определенных законами Украины и возложенных на Гострудинспекции Президентом Украины.

В соответствии с п. 6 Положения Гострудинспекция для выполнения возложенных на нее заданий имеет право:

  • привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, ученых, представителей институтов общественных организаций (по согласию) для рассмотрения вопросов, принадлежащих к компетенции Гострудинспекции;
  • получать в установленном законодательством порядке безвозмездно от министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимые для выполнения возложенных заданий информацию, документы и материалы, в частности, от органов статистики — статистические данные;
  • пользоваться соответствующими информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникациями, сетями специальной связи и другими техническими средствами;
    проводить в установленном порядке совещания по вопросам, которые относятся к ее компетенции;
  • осуществлять беспрепятственно проверки в производственных, служебных и административных помещениях работодателей, а также проверки рабочих мест работников, расположенных вне этих помещений, с целью надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, знакомиться во время проведения проверок с информацией, документами и материалами и получать от работодателей необходимые для выполнения полномочий Гострудинспекции копии или извлечения из документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде (в том числе по вопросам, предусмотренным пп. 1 п. 4 Положения) и законодательством о занятости;
  • осуществлять беспрепятственно проверки в административных помещениях рабочих органов исполнительных дирекций Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы по вопросам назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения, предусмотренных общеобязательным государственным социальным страхованием, с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц, знакомиться во время проведения проверок с информацией, документами и материалами и получать от фондов общеобязательного государственного социального страхования необходимые для выполнения полномочий Гострудинспекции копии или извлечения из документов;
  • выдавать в установленном порядке работодателям, в том числе фондам общеобязательного государственного социального страхования, обязательные к выполнению предписания относительно устранения нарушений законодательства о труде, законодательства о занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании относительно назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц;
  • составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и взыскивать административные штрафы;
  • вносить работодателям, в том числе фондам общеобязательного государственного социального страхования, предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании относительно назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц, передавать материалы о нарушении в правоохранительные органы;
  • на создание работодателями, в том числе фондами общеобязательного государственного социального страхования, надлежащих условий для проведения проверок должностными лицами Гоструда Украины.

За нарушение законодательства о труде и охраны труда предусмотрены следующие виды ответственности:

  • На основании требований ст. 41 КоАП нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплаты их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее — НМДГ).
  • Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по охране труда влекут за собой наложение штрафа на работников от 2 до 5 НМДГ и на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 НМДГ.
  • Согласно ч. 1 ст. 172 Уголовного кодекса Украины (далее — УКУ) незаконное увольнение работника по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде наказывается штрафом до 50 НМДГ либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, или исправительными работами на срок до 2-х лет.
  • Частью 2 данной статьи предусмотрено, что совершение таких же действий по отношению к несовершеннолетним, беременной женщине или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, наказывается штрафом от 50 до 100 НМДГ, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или арест на срок до 6 месяцев.
  • В соответствии с ч. 1 ст. 173 УКУ грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным им лицом путем обмана или злоупотреблением доверием или принуждением выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, наказывается штрафом до 50 НМДГ или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением воли на срок до 2-х лет.
  • На основании ч. 1 ст. 175 УКУ безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или иной установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, наказывается штрафом от 500 до 1000 НМДГ или исправительными работами на срок до 2-х лет, или лишением свободы на срок до 2-х лет, с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.


* Относительно применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, Списков производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда, Перечню производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, робота в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, отраслевых перечней тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда, занятость на которых дает право на повышенную оплату труда, а также предоставление работникам предприятий льгот и компенсаций за работу с вредными условиями труда; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.


Источник: ЛІГА:ЗАКОН


Категория: Практика кадровика | Добавил: gofman (19.09.2011)
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]